Москва, метро Полянка (Третьяковская), Онегин Групп
ЧЕРНЯЩИЕ СРЕДСТВА
Что касается хны и басмы, то это есть основа, относительно которой люди согласны; действие их бывает различным в зависимости от различного предрасположения волос к окраске. Люди предварительно смыв хну; потом применяют вслед за нею басму, предварительно смыв хну; то и другое они выдерживают довольно значительное время, и чем больше выдерживать их, тем лучше. Некоторые соединяют хну и басму, а другие ограничиваются хной и согласны сделать волосы русыми, тогда как иные ограничиваются басмой и согласны сделать волосы павлиньими. Хорошая индийская басма красит меньше и медленней, но окрашивает ближе к естественной черноте волос, без большой в ней пестроты. Кто хочет вернуть окраску басмой к цвету волос и уничтожить русость и яркий блеск, тот еще раз покрывает басму хной, хотя он уже употреблял хну до басмы – это уничтожает пестроту и возвращает окраске естественный цвет волос. Лучше не держать ее после первой окраски.
Ч
Иногда люди связывают хну и басму соком сумаха, соком граната и водой раиба или сочетают с хой и басмой сыворотку или влагу ореховой скорлупы; все это помогает делу.

Есть люди, которые связывают хну и басму водой, в которой обрабатывали окись свинца и нуру, кипятя или нагревая ее на солнце, пока не почернеет опущенная в воду шерстяная тряпица; это тоже хорошо. Если положить в краску дирхам гвоздики, она сильно чернит и отвращает от мозга вредоносность краски.

Что же касается другой краски, которую употребляют много людей, но не так много, как употребляют первую, то она изготавливается так: берут галлов, натирают их оливковым маслом и пережигают; лучше всего это делать в котле, обмазанном глиной, и предел пережигания – до того. Чтобы можно было их растворить, так что в этом не усердствуют. Пережженных галлов берут двадцать дирхамов, жженой меди – десять , квасцов – два дирхама и андаранийской соли – дирхам. Из этого изготовляют краску, и она чернит волосы устойчивым чернением. А иногда ее выделывают по такой прописи: берут ритл галлов, смазывают оливковым маслом и поджаривают, пока они не потрескаются. Потом берут жженой меди, квасцов, трагаканта – каждого по пятнадцати дирхамов и соли – семь дирхамов, все это хорошо растирают, замешивают на горячей воде и красятся этим, оставляя краску на три часа; иногда к этому составу примешивают хну и басму. Наиболее известна, после этой, краска, приготовленная из равного количества нуры, окиси свинца и глины, съедобной или хузистанской, или же из кимолосской глины, или из какого хочешь сорта глины для головы. Состав замешивают на воде, как обычно замешивают краску, и употребляют, покрывая листьями свеклы; основа дела здесь в том, чтобы хорошо растереть окись свинца. Если жидкостью будет сок хны или басмы, добытый с помощью перегонки путем кипячения или нагревания на солнце, то это лучше, но необходимо дать составу постоять около шести часов и сохранять его влажным. Или берут равными частями хны, басмы, стертой в порошок окиси свинца, нуры, поджаренных галлов, жженой меди, квасцов, глины, трагаканта и гвоздики и красятся этим.

А вот еще чернящие краски, упоминаемые в книгах; я приведу из них те, которые ближе к тому, чтобы быть принятыми сердцем и вызвать к себе доверие.

Описание хорошей краски. Берут хны – часть, басмы – две части, жженой меди, квасцов, андаранийской соли, поджаренных галлов и железной окалины – одинаковые количества, растирают с уксусом и оставляют стоять, пока состав не забродит, и потом употребляют.

Упоминается, между прочим, и лекарство по такой прописи: берут железной окалины, которую предварительно сильно растирают в винном уксусе, порывающем ее на четыре пальца, уваривают до половины и оставляют в уксусе две недели, пока весь состав не покроется ржавчиной. Потом берут черных миробаланов – столько, сколько было окалины, поливают их этим уксусом, предварительно растерев, и кипятят, пока он не станет таким, как галийа, и если желаешь, ты можешь его надушить. Если эта краска и красит, несмотря на свою маслянистость, то только благодаря силе ржавчины железа.

Говорят также, что серебряная окалина, основательно прокипяченная в уксусе, считается одной из сильных чернящих красок; но, по-моему, лучше, чтобы вместо уксуса была кислота апельсина или цитрона и чтобы вместо кипячения в ней на некоторое время оставляли железо. Еще говорят, что если положить в склянку слой ветреницы и слой квасцов, а также гальбана и сукка – на ритл ветреницы две укийи того и другого вместе – и закопать а навоз, то состав растворится и превратится в краску.

Говорят также: «Если закопать в навоз ростки ячменя, положенные в склянку раньше, чем они заколосятся, с половинным против ячменя количеством квасцов, то все это превратится в черную воду и черную грязь».

Говорят: «Если надрезать свежую тыкву, находящуюся на своем стебле, вынуть ее содержимое и положить в нее соли и немного железной окалины, а потом приложить обратно срезанную корку и обмазать тыкву глиной, то все, что в ней есть, растворится, превратится в черную воду, подобную краске или туши».

Говорят: «Если растереть листья каперсов и варить их в молоке, особенно в молоке женщины, пока не уйдет одна треть, и потом оставить стоять ночь, то получится хорошая краска», но, по-моему, это скорее будет средство, сохраняющее волосы; Гален тоже свидетельствует о существовании такой краски.

Еще берут цветков, которые висят на ореховом дереве, как гроздья, растирают их с оливковым маслом и смзывают ими с небольшим количеством свежего битума; один из врачей утверждает, что, если подмешать к этому немного козьего кала, будет хорошо.

Говорят: «Так же действует и кора корня лавра: если растереть ее с оливковым маслом и намазаться ею, она чернит волосы», но, по-моему, если это тоже краска, то оливковое масло ослабляет ее действие, и ели бы вместо масла была вода, это быть может было бы лучше. То же самое я скажу относительно утверждения Павла, что листья ветреницы, если растирать их в масле, пока они не станут подобны галийи, превращаются в краску; если в этом вообще есть смысл, то тут необходимо что-либо, проводящее вещества вглубь, например, квасцы. Таковы же и слова врачей относительно сбивания оливкового масла с ореховой скорлупой, кипячения его в соке скорлупы и добавления небольшого количества квасцов – все это ослабляет действие краски.

То же относится и к разговорам о кипячении масла в соке ветреницы, пока весь сок не уйдет. Утверждают также, что следует взять кунжутного масла, бросить туда эмблических миробаланов в количестве одной трети масла, некоторое время осторожно варить, потом процедить состав, взять на каждый ритл состава по четверть ртла тоненьких свинцовых пластинок и осторожно вскипятить, все время помешивая, чтобы не растаял свинец и не загорелось масло; потом составу дают постоять три дня и затем употребляют. Я скажу, что это дает некоторую надежду, особенно если в состав входят квасцы.

Еще говорят, что если положить масло бана внутрь кокосового ореха, затем основательно обмазать его глиной и осторожно поставить в хлебную печь, из масла тоже выйдет краска, но лучше считать этот состав одним из средств, препятствующих поседению.

Говорят также, что если очистить изюм от косточек, мелко растереть их, как порошок, залить кунжутным маслом и закопать на месяц в навоз, то получится отличная краска для выцветших волос. Все, как будто, согласны с тем, что яйца аиста дают отличную краску, так же как яйца дрофы. В наше время, в дни жизни правителя Шамсаддаулы, — да освятит Аллах его душу!- кал одного из его барсов попал на часть бороды сторожа барсов, который лежал с ним рядом, и окрасил ее в черный цвет.
ОСТАВЬТЕ ДАННЫЕ - ЖДИТЕ ЗВОНКА
ИНТЕРЕСУЮТ НАШИ УСЛУГИ?